Отдых по-итальянски, часть 3: Соборы Флоренции
Третья часть рассказа о летнем путешествии по Италии.
На этот раз речь пойдет о флорентийских соборах.
Центральный портал собора Санта-Мария Новелла
Первая католическая церковь, которую видят все, прибывающие в город по железной дороге (а таких, мне кажется, большинство), это Санта-Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella). Она была заложена на месте мелкой церквушки, которую пожаловали доминиканцам, прибывшим во Флоренцию в начале XIII века. Сама церквушка (Богоматери на Виноградниках) была освящена еще в конце IX века. Строительство началось в 1279 году, но завершилось только к 1420 году и церковь стала главной доминиканской базиликой города. В 1478 году на деньги семьи Ручелли был перестроен фасад – добавлен центральный портал, а так же украшен мрамором верхний ярус (нижний был отделан белым и зеленым мрамором еще в середине XIV века). В XVI веке за дело взялся вездесущий Вазари – восстановлены боковые алтари и перенесены ограждения хора. В дальнейшем капеллы базилики еще не раз достраивались и перестраивались – где-то до XVIIв.
В середине XXв. дуче Муссолини, в рамках развития железных дорог Италии перенес центральный вокзал Флоренции с окраины прямо в центр города – и оттяпал у монастыря (который располагался тут же) почти все земли. Теперь на месте бывших монастырских земель привокзальная площадь Санта-Мария Новелла и одноименный ж/д вокзал.
Интерьеры Санта-Мария Новелла
Больше фотографий есть у меня в галерее, но и там далеко не всё. Каждую фреску можно разглядывать не по одному часу, а потом еще долго читать, что она символизирует, кем и при каких обстоятельствах написана. У меня, например, терпения не хватило, даже чтобы всё более-менее осмотреть, не то, чтобы отфотать :).
Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) – Самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии. Здесь покоятся Галилей, Макиавелли, Микеланджело, Россини (и есть кетонаф Данте – могила, не содержащая его останков). Кроме этого, в интерьере — замечательные фрески Джотто и ясные многоцветные витражи. Строительство было начато в самом конце XIIIв., завершено в 1442 году. Во времена римлян здесь находился амфитеатр, где давали представления и устраивали гладиаторские бои. Ныне площадь Санта Кроче – место для городских праздников и всевозможных мероприятий (например, именно здесь проходят матчи кальчо – знаменитого флорентийского футбола).
Могила некоего Леонадо из Винчи, что недалеко от Флоренции
Донаторы, которым не хватило денег на полноценный памятник, довольствуются мемориальными досками прямо в полу
Кетонаф Данте и могила Галилея
Санта-Кроче, вид с башни Палаццо Веккьо
С неудавшейся могилой Данте вышло совсем интересно. Уроженец Флоренции, при жизни Данте отличался скверным характером и неудержимым словоизвержением. За длинный и острый язык Данте был изгнан из города “на вечные времена”. Поэт обосновался в Равенне, где и умер. Флорентийцы, было, вознамерились вернуть прах ставшего вдруг необычайно знаменитым классика “на родину”, но власти Равенны показали им большую фигу и останки возвращать отказались – мол, живой он вам не нужен был, значит и мёртвого не видать. Споры, кстати, не утихают до сих пор, а у пустого саркофага в Санта-Кроче время от времени появляются венки с итальянским триколором. Чтят.
Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore), он же Дуомо.
Снаружи собор гораздо более пафосный, чем внутри
Главный кафедральный собой Флоренции и её символ. Когда-то крупнейший в Европе (может вместить до 90000 прихожан, на момент постройки это было всё население города), ныне он второй по высоте в Италии (после Св. Петра), четвёртый по размеру и 35й по высоте в мире. Высота (купола) – 114 метров, длина – 153 метров, ширина – 90 метров. Строительство начато в 1296г., освящен в 1436, но строительные работы полностью завершены лишь к концу XIX столетия – в 1887 году собор получил ныне существующие фасад и отделку. При римлянах на этом месте находился форум, где обсуждались новости, а горожане собирались для решения различных вопросов. При Медичи (в XIIIв.) здесь находилась городская площадь, где случалось всякое – от увеселений до казней (тоже развлечение, своего рода). Купол собора по-своему уникален: сложенный из кирпичей без применения арматуры – он был настоящим шедевром своего времени. Долгих сорок лет не могли мастера, который бы взялся за этот проект, который казался фантастическим – дело в том, что использовать традиционные контрфорсы и стрельчатые арки было нельзя “по политическим соображениям”. Сложность представляли и размеры – высота купола от уровня стен должна была составлять около 45 метров, а высота самих стен к тому времени составляла 55 метров. Наконец, в 1418 году объявляется конкурс, который выиграл, на тот момент ни разу не знаменитый, Брунеллески, золотых дел мастер. Его проект был настолько смел, что согласование заняло почти два года. Лишь в 1420 его утвердили для строительства купола, которое заняло еще 16 лет. Случалось за это время всякое, и лишь талант самого Брунеллески и его неиссякаемая энергия позволили завершить купол, который, впоследствии, был назван точкой отсчета итальянского Ренессанса.
Купол собора украшен сценами из Страшного Суда
Сам Брунеллески похоронен в крипте собора, что, вообще-то, неслыханная честь.
Другая “визитная карточка” собора – часы XV века работы Уччелло мало того, что идут в обратную сторону, так еще и показывают 24 часа, а не 12, как обычно.
Вот, общем-то и все. О каждом из соборов можно рассказывать очень и очень долго, ну и конечно, в них обязательно стоит побывать, и не по одному разу. Но хоть чуть-чуть я постарался рассказать.
Ну а следущая серия, как обычно, через неделю 😉
Отдых по-итальянски
Часть 1: Милан, поезд и немного Флоренции
Часть 2: Палаццо Веккьо и галерея Уфицци
Часть 3: Соборы Флоренции
Часть 4: Палаццо Питти и сады Барболи
Часть 5: Венеция одним глазом и обратный путь
Флореция: галерея на Flickr